Только мы привыкли к стабильности цен на заправках (по моим наблюдениям, с лета цены на бензин на большинстве заправок были зафиксированы и не менялись почти 6 месяцев), как тут же началось За последнюю неделю-полторы бензин скакнул в цене как минимум на рубль (а кое-где и на все полтора). Очевидно, что нашего человека такой поворот событий не устраивает, хотя и причина в целом очевидна: цены на нефть растут (имхо, в стране, где добывают нефть, цены на бензин не могут зависеть от цен на мировом рынке), курс рубля падает, инфляция растет… Но лично я всеми этими доводами совсем не удовлетворен и хочу понимать, кто и кого кидает…
Посему начинаем небольшое исследование на тему. Все данные для него есть в интернете: мониторинг цен на бензин на заправках, котировки Brent на яндексе, курс USD на РБК, акциз на бензин в НК, инфляция на Росстате. Собираем все в одну кучу и получаем вот такую вот картину.
В принципе не видим ничего нового: цены растут примерно в том же темпе, что и цены на нефть. Казалось бы, все логично и можно идти спать. Ан нет. Посмотрим на простые цифры. В июле 2008 года, когда котировки нефти зашкаливали (более 142 баксов за баррель), 95-й стоил менее 26 рублей. В ноябре 2010 года, когда нефть стоит менее 90 баксов, 95-й стоит 26 с небольшим. Хотя в целом, и тут все логично, курс рубля существенно упал, выросли акцизы на бензин и вааще, кризис и инфляция. Эта неуверенность подталкивает к следующему шагу: разобраться, из чего состоит цена бензина.
Состоит она из 4-х составляющих: стоимости сырой нефти, стоимости производства, акцизов и различных накруток. В данном случае цена нефти и размер акцизов – вещи известные, а все остальное – коммерческая тайна всей цепочки “бизнесменов” от трубы до шланга. Как может подумать любой здравомыслящий человек? Правильно: стоимость производства бензина на конкретном НПЗ с течением времени меняться не может (ну или если и меняется, то очень незначительно). А что видим мы? Что стоимость производства в 2008 году скакнула с 2 рублей за литр аж до 10-11 рублей, т.е. в 5 раз! НПЗ что-ли подорожали или резко всем зарплату повысили? Этот случай, конечно, уже достаточно широко описан в литературе в разделе “ценовой сговор большой четверки”, хотя последние долгое время утверждали о том, что были вынуждены модернизировать НПЗ, долгое время закупать нефть по завышенным ценам, что скакнул курс доллара и т.п. Но ладно, забудем про этот случай, как про нечто экстраординарное и посмотрим дальше. И видим, что с поправками на всякие внешние условия, цена производства бензина выросла до 5-7 рублей, т.е. в 3 раза. Кто помнит, как менялся курс доллара, тот подтвердит, что в 3 раза он не менялся. Тем не менее, уберем из анализа еще одну составляющую – курс рубля, переведя все в наитвердейшую американскую валюту.
Тут картина немного лучше, видно, что в пересчете на доллары, бензин на самом деле подешевел, но стоимость его производства все-таки выросла. Наши производители пытаются объяснить это тем, что перешли на выпуск бензина, соответствующего требованиям Евро-4 и Евро-5, что и привело к росту цен. Однако, на самом деле, если проанализировать предложение навороченных сортов бензина на рынке (Ultimate, Ecto, Plus, Euro и т.п.), то мы увидим, что появились они в середине 2008 года! А значит послекризисный рост стоимости производства связан с чем угодно, но только не с этим. Есть ощущение, что вся цепочка компаний на пути превращения бензина просто решила повысить свою доходность.
Какие же выводы? А очень простые. Истерия по поводу цены бензина и ее роста абсолютно беспочвенна, по крайней мере в течение последних полутора лет. Стоимость производства и реализации является практически постоянной величиной (0.17-0.23 бакса за литр), а все резкие изменения цены связаны с ценами на сырую нефть и скачками доллара. И становится очевидным, что причиной роста цен на бензин являются не алчные топливные компании (хотя они тоже своего не упустят), а недальновидная политика государства, привязывающего цены на нефть на внутреннем рынке к мировым ценам (как будто мы ее закупаем). И пока цены на внутреннем рынке не станут действительно внутренними и не будут зависеть именно от внутреннего спроса и предложения, снижения цен на бензин нам не видать.