Продолжая тему интересных фактов, лично мне было интересно сравнить идею Кэмерона образца 1995 года и то, во что она превратилась 12 лет спустя. Для этого были прочитаны оба сценария на языке оригинала. И вот что мы в итоге имеем (для простоты сценарий 2007 года будем называть фильмом, а 1995 – задумкой или оригиналом)…
-
Понятное дело, что изменились почти все имена героев. Джейк изначально назывался Josh, Нейтири была Zuleika и т.п.
-
По фильму Джейк осваивается в теле аватара в считанные минуты (часы). Согласно первоначальной задумке ему на это потребовалось несколько недель, что в целом более правдоподобно, но не совсем уместно с точки зрения запутывания сюжета второстепенной хренью.
-
По задумке на’ви не имели никакого активного конфликта с землянами. Т.е. они с ними не дружили, но и не проявляли открытой агрессии, не гнали из племени и достаточно спокойно общались. В фильме это пришлось изменить, т.к. иначе плохо вязался и вооруженный конфликт (об его оригинальной причине см. ниже), и изгнание Джейка, и многие другие моменты…
-
В оригинале также было 2 любовных линии. С одной (Джейк + Нейтири) все понятно, а вот вторая была совсем не о том – Грейс + N’deh (не понятно, правда, что там у них было на тему траха, но теплых взаимоотношений там была куча). Понятное дело, что 2 линии на тему человек + абориген в фильме оставлять было нельзя. Как говориццо, боян-с… Да и брутальная натура Сигурни Уивер тоже слабо вяжется с легкомысленным инопланетным трахом
-
Еще большое существенное отличие оригинала – Грейс остается жива. Она также мучается с ранением и вроде бы помирает при попытке “пересадки” создания в тело аватара, однако потом неведомым образом “оживает”, объясняя это так: “… under certain circumstances, the Na’vi can do this thing… call it soul transfer. When I was dying, the trees stored… well, they stored my mind, my emotions, my memories… me.” В общем, backup – restore в действии Такая хрень также не делала фильм понятнее, да и количество героев к концу фильма по голливудским канонам должно уменьшаться…
-
Причиной войны в оригинале были совсем другие действия. А именно: в момент после
трахаинтимной близости главных героев понаехали бульдозеры, на’ви стали на них нападать и вполне успешно их ломать (камни, поджоги и т.п.), в ответ земляне запустили солдатню, которая в процессе разгона мирной голубой демонстрации захватила некоторое кол-во аборигенов в плен. Понятное дело, что среди активистов была и Нейтири. Тут пришлось Джейку скорешиться с Тсу’теем, научить на’ви некоторым хитростям, и провернуть операцию по освобождению пленников, используя для этого свои знания внутреннего устройства Врат ада. Земляне не смогли дать отпор и отстоять свежую голубятинку, поэтому очень сильно обиделись и решили разнести пол-леса нахрен. Ну а дальше была все та же финальная эпическая битва. Никакого вероломного подрыва Дома-дерева или прочих подлых вещей не было. Все было тупо и просто: агрессия с одной стороны – ответная агрессия с другой. В фильме это дело усложнили, четко прописав действующую американскую доктрину: если у кого-то есть что-то, объявляем его врагом и отбираем это силой. -
Полностью в оригинале отсутствует и тема Toruk Mokto. То есть Джейк не приручает гигантского леоноптерикса, не использует его для возвращения в племя (его, собственно, оттудова и не выгоняли), не является катализатором в объединении племен на’ви для войны с небесными людьми. Собственно по задумке конфликт происходит строго между оматикая и людьми.
-
Еще в фильме четко прописана позиция Эйвы – она типа ни с кем не дружит, не принимает ничью сторону, а то, что она подослала тучу зверья в самый разгар великой битвы, преподносится вообще как офигенный знак. В оригинале этого не было, зверье сразу и в больших количествах участвовало в битве. Опять же, с точки зрения эпичности картины и поворота сюжета, это слишком просто: нужно сначала поиграть на нервах зрителя, продемонстрировав ему, как голубых рвут и теснят по всем фронтам, а потом показать, что и тут был
рояльтанатор в кустах. Правда что при одном, что при другом подходе сюжет все-равно остается баянным -
Также по задумке Quaritch погибает совсем по-другому: Нейтири не утыкивает его стрелами по самое небалуйся, а Джейк выкидывает его из powersuit в лес, где его рвут змееволки. Может такой конец и более правильный (собаке – собачья смерть), но он уж точно не зрелищный и не драматичный, поэтому пришлось в фильме забацать классическую сцену финальной схватки плохого и хорошего героев (хорошо, что режиссером был не Джон Ву, и перед финальной сценой не пролетали белые голуби)
На мой взгляд, модификации, которые претерпел сюжет за 12 лет, его значительно улучшили. Новый сценарий читать значительно интереснее, он реально захватывает. Зато в старом есть много технических подробностей, полезных для понимания мира Пандоры. В общем, если дополнить сценарий подробностями и сказками, получится весьма неплохая книга