Сначала, поглазев на рекламу, я вообще не собирался смотреть этот фильм. Потом, когда он уже пошел в прокат и пошли первые восторженные отзывы, я все равно не собирался его смотреть (вот тупой, правда? ;). Собрался я его поглядеть только после появления в IMAX. Надо заметить, что от момента “собрался” до момента “посмотрел” прошла куча времени, ибо народ весь как с ума сошел и билеты в IMAX до сих пор покупают за 2 недели до сеанса – при меньшем разрыве по времени толковые места взять невозможно Но это правило справедливо только для IMAX в Химках, а про IMAX в Белой Даче народ, походу, не очень в курсе, поэтому там с билетами не такая полная жопа. По крайней мере утром в субботу я спокойно взял билеты на вечер субботы, причем на места в середине зала. Говорить про то, что Химкинский IMAX – это правильно, а Белая Дача – гавно, глупо, ибо технология IMAX не подразумевает “говеных” или неполноценных кинотеатров. Кроме того, как человек побывавший в обоих кинотеатрах, могу сказать, что они идентичны, а с технологической точки зрения IMAX в Белой Даче круче, ибо он более современный и цифровой, адаптированный под 3D (в Химках IMAX “старого” пленочного формата).
В общем, хватит про кинотеатры, пора уже и про фильм… Его однозначно нужно смотреть, причем именно в 3D и именно в IMAX. Не взирая на цены, очереди и прочие неудобства в виде здоровых поляризационных очков и взрыва мозга, вынужденного строить 3D картинку. Оно того стоит! Многие говорят и пишут, что фильм гавно, сюжет выеденного яйца не стоит, звезд первой величины не снималось, а весь фильм – набор анимации и спецэффектов, которые не возбуждают. Не верьте! Фильм есть ни что иное, как охренительно красивая сказка (пусть и с небезупречным сюжетом), но и не сюжет должен цеплять в этом фильме, и даже не идея “Береги природу, мать твою!”, а именно другой мир, придуманный и воспроизведенный на экране с тщательностью и детальностью. Ведь, несмотря на то, что люди, не видевшие ничего кроме планеты Земля, неспособны “придумать” абсолютно другой мир, Кэмерону, на мой взгляд это удалось. И он его не только придумал, но и смог донести до зрителя. Причем, если в большинстве фильмов есть четкое деление на “сам фильм” и “спецэффекты”, т.е. эффектные сцены чередуются с обычным течением сюжета, то в Аватаре ничего этого нет и впомине – весь фильм это один большой спецэффект, не прекращающийся почти 3 часа. Здесь нельзя, как в Матрице, выделить сцену погони на шоссе или перестрелки в вестибюле, в Аватаре на экране постоянно происходит что-то сверхестественное.
Для многих эталоном “придуманного мира” является Средиземье в исполнении Толкиена (типа не только мир придумал, но и кучу языков, на которых там говорили, историю, традиции, обычаи и т.п.). Аватар можно смело ставить в тот же ряд (сейчас меня будут убивать фанаты Толкиена), ибо мир продуман до мельчайших деталей, включая язык и культуру народа на’ви, разработанные также специалистами в этой области. Изображения персонажей также проработаны очень и очень детально, сделана дележка по половому (почему-то сразу и издалека можно определить пол синего человечка, хотя одеты они все практически одинаково) и возрастному признаку. Очень занятно то, что на картинках и стоп-кадрах синие человечки кажутся достаточно противными и даже отталкивающими, однако во время просмотра кина ощущения абсолютно противоположны, тебя, можно сказать, начинает тянуть к этим странным зверушкам
Также многие в своих рецензиях жалуются на абсолютную предсказуемость сюжета, вплоть до того, что понятно, кто когда помрет, кто кому даст кого полюбит и т.п. В Интернете “профессионалами” уже подмечено практически полное сходство с сюжетом Покахонтас, но лично меня это абсолютно не волнует. Разве при просмотре таких “признанных” блокбастеров, как Терминатор или Матрица, сюжет не предсказуем? Лично на мой взгляд, в блокбастере сюжет играет вообще чуть ли не последнюю роль, ибо главная его задача захватить внимание зрителя и заставить его говорить “Вау!» и советовать пойти в кино всем своим друзьям. С этой задачей Аватар справился прекрасно. А те, кому нужен “уникальный неповторимый” сюжет идут смотреть какое-нить арт-хаусное или социальное кино, где и про тяжелую жизнь, и про суровые будни, и про попранную мораль и про прочее унылое гавно. А я буду смотреть фильмы с тупым сюжетом, но зато и через год я смогу вспомнить такой фильм, ибо он будет выгодно выделяться красочным пятном из суровых серых будней. А что вспомнить после просмотра кино на злобу дня? Чем оно будет выделяться и запоминаться? И не надо отмазываться тем, что есть “кино не для всех”, а есть тупое “кино для народа”, и типа не надо их смешивать и сравнивать. Никто и не смешивает и не сравнивает. Народ, в конце концов, голосует рублем (долларом, евро, йеной и прочими валютами), и уже проголосовал на 1.7 1.8 млрд баксов (при бюджете в 237 млн на съемку и 150 млн на маркетинг) и будет голосовать еще.
У меня есть очень простой и четкий критерий “качества” фильма – количество поглядываний на часы во время сеанса. Справедливости ради хочу сказать, что за обычный хороший 2-х часовой фильм я это делаю несколько раз, а за 3-х часовой фильм из разряда “Властелин колец” число поглядываний может перевалить за 10… Так вот, за время просмотра Аватара я ни разу на часы не смотрел! И даже не зевал! Только подбирал слюни