Так как посмотреть сие творение ненашенского режиссера Бекмамбетова в Новый год мне было не суждено, пробел был восполнен после возвращения из Европ (или Европов?)… Впечатление от фильма осталось весьма двояковыпуклое: с одной стороны качественные эффекты и качественный видеоряд в целом, с другой стороны абсолютно попсовый сюжет (кстати, сюжет, описанный в педивикии, в деталях несколько отличается от действительности), в котором даже не понятно, какой сюжетной линии отдано предпочтение… В целом очень похоже на Человека-паука и прочие фильмы про Суперменов и Бэтменов (так сказать российская локализация мировых шедевров =). Очень напрягает навязчивый product placement: Mercedes (в лице ПанАвто), Nokian, iPhone, S7 Airlines, Yota, Русский стандарт, Mentos, Mail.ru, МК, Европа+ (никого не забыл?) и т.п. Почему-то в импортных фильмах это все происходит как-то более органично и размазано по фильму, а у нас все очень плотненько, как будто рекламный ролик снимали…
Конечно, ко всей этой фигне (это я про сюжет) присобачена великая правильная мысль о том, что нужно помогать другим людям, о чем у нас уже давно все забыли. Только сделано это как-то топорно и неубедительно, сюжетные ходы в этой области предугадываются задолго до соответствующих событий. Скажем так, после просмотра фильма лично у меня не появилось устойчивое желание переводить бабушек через дорогу, собирать металлолом или вытаскивать кого-нить из пожара (вот такая вот я черствая скотина). Обратного желания, правда, тоже не появилось, так что и на том спасибо Зато хорошо провели антиалкогольную пропаганду – за эту сюжетную линию лично от меня респект.
Сильно подрывает впечатление от фильма неопределенность провинциальной девушки Насти, которая то готова отдаться за бабло и белый Мерседес богатенькому Максу, то за салат ойливье и бабушкины побрякушки бедненькому Диме… Понятно, конечно, что в наши времена честной, бескорыстной и чистой любви не бывает, но подчеркивать это до такой степени на мой взгяд неправильно. В конце-концов фильм смотрят дети (а во многом он на них и рассчитан, ведь не зря в фильме нет крови, кишочков и прочей чернухи, а также никого почти не убивают, а все помирают сами…), которые из этого построят некое руководство к дальнейшей жизни. Вместо того, чтобы показать, что у девушки есть принципы и она не будет давать первому встречному, жующему Mentos и крутящему iPhone, показывают как раз обратное, что бедный честный студент должен себе жопу порвать и стать Человеком-пауком Черной молнией, чтобы она обратила на него внимание. Ну и сколько, интересно, студентов предпочтет идти по второму пути и развозить цветочки?
Центральная сюжетная завязка про коварного Завулона бизнесмена Купцова, ковыряющего алмазы в центре Москвы и алчущего заполучить нанокатализатор для завершения этого процесса – редкостный бред, достойный Голливуда. Сопутствующие этому процессу действия по поиску несчастной Волги и причастных к этому делу тоже вызывают большие сомнения, ибо человек с такими деньгами в Москве в 2009 году мог получить всю информацию + трупы всех причастных в течение суток не вставая с кресла. Вообще в фильме огромное количество ляпов и нестыковок (про вывод Волгой Мерседеса на околоземную орбиту я вообще молчу), многие из которых связаны с бездарным product placement (например, герою положено звонить из под воды по телефону, а у него iPhone, значить звонить нужно по iPhone, который реально можно утопить не то что в Москве-реке, а в блюдце с водой).
На мой взгляд, идти в кинотеатр можно и нужно только ради эффектов (все сделано на очень высоком уровне) и лицезрения торжества советского автопрома над загнивающим западным (хоть в кино мы их одолели). Однократного просмотра под пивко фильм вполне достоен. Любителям российского кинематографа смотреть нужно обязательно. Покупать ли потом на DVD – не знаю, но лично я куплю.