Наш вчерашний визит в Воскресенск был далеко не первым (для меня – даже не вторым). Первое знакомство с теми местами состоялось по причине расползшегося слуха, что стоящие там гигантские абзетцеры скоро попилят на металлолом и больше мы их не увидим :( Надо заметить, слухи оказались верными, ибо между 1 и 2 вылазками успели убить целый экскаватор :(

Историческая справка:
 

Лопатинский рудник, расположенный в 80 км от Москвы, между Воскресенском и Егорьевском, – уникальное в Европе месторождение фосфоритов. Первые разработки здесь начались еще в 30-е годы прошлого столетия. Активной добычей занялись в 60-е годы.

Егopьевскoе фoсфopитнoе местopoждение разpабатывается каpьеpами, пpичем весьма свoеoбpазными. Каpьеp пpедставляет сoбoй длинный (дo 5 км) ступенчатый желoб, пo oднoму из уступoв кoтopoгo ездит пo pельсам из oднoгo кoнца в дpугoй oгpoмный экскаватop – абзетцеp. Технoлoгия pабoты экскаватopа такoва: кoгда он едет, то сpезает кoвшoвoй лентoй вскpышные пopoды и пo длиннoй (50–70 м) стpеле сбpасывает в oтвал.

Выpабoтав oба pудoнoсных гopизoнта, всю цепь pельсoв вместе с экскаватopoм пеpедвигают пo уступу каpьеpа в oбpатную oт oтвалoв стopoну. И все пoвтopяется сначала. В pезультате пoлучается мнoгo паpалельных гpяд песчаных oтвалoв длинoй дo 5 км, шиpинoй дo 300 м и высoтoй дo 50 м. Кoгда таких гpяд станoвится мнoгo, самые удаленные заpавнивают скpепеpoм. Пoлучившееся песчанoе пoле засаживают сoснoй. В pезультате poвные pяды сoсен тянутся на мнoгие килoметpы. Кo всему этoму надo пpибавить некoтopoе кoличествo oзеp…

Знакомство с монстрами состоялось 4 ноября 2005 года, когда, используя обычную карту области и километровки 85-года, мы нашли деревню Елкино и двинулись покорять дороги, протоптанные в лесу, которым был засажен карьер… Времени было 8 вечера, были очень конкретные сумерки, которые превратились в полнейшую темноту по мере движения по лесу (надо заметить, что скорость движения не превышала 5 км/ч из-за хреновой дороги). Но мы добрались! И не разу не заблудились!

Пока ехали – очень стремались :) По дороге случился забавный случай: на финальном прямом отрезке (правда мы этого не знали) смотрим нам навстречу горит прожектор. Ну прожектор и прожектор, пусть себе горит, хотя и появляется ощущение, что он движется навстречу. Решаем вырубить дальний и он тоже вырубает дальний! А через 2 минуты мимо нас проносится состав! Это уже потом, на 2-й вылазке мы узнали, что там проходит ЖД, а в полной темноте это выглядело гораздо более феерично =)

Рядом с абзетцерами сторожка, тракторы, кипит какая-то жизнь. Оказывается охрана карьера. Была смена достаточно вменяемого и сговорчивого мужика, который нас пустил, все рассказал, показал и дал потрогать. Это был единственный раз, когда я стоял рядом с этими монстрами. Т.к. была ночь, а монстры были очень большими, фотки не получились (ниже то, что удалось из них вытянуть)…

Всего на точке работало 3 машины: два немецких добывающих многоковшовых карьерных экскаватора Bukau ES-400-20/8. (400 литровый ковш, 20 метров максимальная высота и 8 метров максимальная глубина копания) и один отвалообразователь, который подбирал выкопанное и посредством транспортера отбрасывал в сторону в аккуратную кучку (длина стрелы около 70 метров, высота – 27 метров), откуда добытое грузилось в вагоны и увозилось. Кроме них был еще девайс под названием путепередвигатель (перемещал железнодорожное полотно, по которому двигалось все это хозяйство) и кабелеукладчик (который подавал кабели питания на 600В). Каждый экскаватор передвигался на 16 осях, нагрузка на ось что-то около 20 тонн. Этих монстров каким-то хитрым образом собирали на земле и поэтапно монтировали в единое целое. Добыча велась с 60-х до 1993 года. Техосмотр проходили ежегодно, последний был в 1992 году… без ТО агрегаты проработали еще год, а потом окончательно развалившемуся предприятию они стали не нужны… и машины, которые могли исправно работать целый век, оставили тут попросту гнить…

Второй визит 13 ноября был более удачен (в плане света), но мы нарвались на крайне злобную охрану, которая к экскаваторам нас не пустила. Правда и не мешала их фотографировать. Также был обнаружен факт смерти первого абзетцера, которому отпилили стрелу, забыв про противовес (что подтвердило скорую кончину монстров).

Третья поездка состоялась почти год спустя, 30 июля 2006 года. К тому времени судьба экскаваторов была решена – они были полностью уничтожены, так что даже смотреть было не на что. Зато третья поездка ознаменовалась посещением горы и лазанием по ней.

В связи с кончиной экскаваторов это место было нами забыто, а зря…

Вставить свои пять копеек

Чтобы оставить комментарий, Вам нужно идентифицировать себя.