Сегодня приезжал друган за консультацией по лицензиям на ПО Microsoft, а также лицензниям на прочее ПО, особенно в разрезе современного российского законодательства. Причем его интересовали не только и не столько сами вопросы лицензирования, сколько практические вопросы приобретения и учета ПО. В ходе обсуждения мы совместно подняли несколько вопросов, ответы на которые мне пока не известны.

  • Приобретается ПК с OEM-версией Windows. По новым правилам, действующим в России с 01.01.2008, стоимость OEM-носителя (ориентировочно $6) включается в стоимость самого ПК, а лицензия на Windows передается на основе лицензионного договора (для простоты дальнейших измышлений предположим, что он у нас есть). Вопрос: как и на какой срок принимать к учету это ПО? Обычно ПО без указания срока полезного использования (для Microsoft это все FPP, OEM, OLP) принимается к учету как расходы будущих периодов на срок 1 или 2 года (13 или 25 месяцев). Компьютер, с которым OEM куплен, принимается к учету как основное средство со сроком полезного использования 2 или 3 года (25 или 37 месяцев). И тот, и другой срок порядочные организации закрепляют в учетной политике, после чего применяют. И что делать компании, если для ПО этот срок установлен, скажем, в 1 год, а для компьютеров в 2 года? Принимать к учету по учетной политике или по уму (во втором случае срок полезного использования софта и компьютера должен быть идентичен)? Как списывать в случае выхода из строя? Одновременно? Компьютер списывается на основании акта, а на основании чего будет списано ПО?
  • Лицензионные договоры, по которым цепочка посредников от производителя до конечного покупателя передает неисключительные права, попадают под действие законодательства об авторских и смежных правах, а именно Федерального закона № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (в редакции от 20.07.2004) и Закона № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (в редакции от 02.02.2006). Так, в соответствии со статьей 31 ФЗ № 5351-1, при отсутствии в авторском договоре условий о сроке передачи прав, такой срок считается равным 5 годам. Однако оба указанных закона с 01.01.2008 не действуют в соответствии с Федеральным законом № 231-ФЗ «О введении в действие части 4 Гражданского кодекса РФ», однако в соответствии со статьей 1235 ГК РФ срок передачи неисключительных прав по лицензионному договору также устанавливается равным 5 годам, если иной срок не оговорен в самом договоре. Как показывает практика, в лицензионных договорах срок передачи прав явным образом не прописывается, чаще всего делается ссылка на соответствующий пункт лицензионного соглашения производителя. А теперь вопрос: через какое время кончится действие неисключительных прав, переданных Microsoft мне при покупке OEM или OLP софта? И в том, и в другом случае, лицензии являются бессрочными, т.е. права передаются мне на неограниченный срок, однако это нигде не указывается явным образом, значит, в соответствии с ГК РФ, я теряю право использования этого ПО через 5 лет после его получения. Т.е. через 1827 дней мое ПО перестает быть лицензионным! Кстати, еще не понятно, не обязывает ли это меня принимать такое ПО к учету сроком на 5 лет…
  • Модель с лицензионными договорами также не предоставляет конечному покупателю возможностей по проверке «чистоты» сделки. Если раньше, покупая ПО у непойми кого можно было нарваться на 2 вида наказаний: штраф за неправомочное принятие НДС к вычету и штраф за неправомочное занижение прибыли (на точность названий штрафных санкций не претендую), то теперь помимо наказания за занижение прибыли могут последовать наказания за нарушение авторского законодательства, т.е. вопрос из налоговой плоскости очень быстро перетекает в плоскость уголовную… В этой связи совсем не ясно, какие действия следует предпринять покупателю для проверки поставщика. Как рабочий вариант было предложено затребовать копию договора между поставщиком и дистрибутором, однако поставщик может запросто отклонить такой запрос, сославшись на наличие в договоре конфиденциальной информации или нежелание раскрывать дистрибутора (особенно если поставщик работает не с дистрибутором, а с неким посредником).
  • С наступлением 2008 года многие поставщики/дистрибуторы/реселлеры ПО оказались не готовы к нововведениям в ГК РФ и не имели лицензионных договоров с производителями ПО. Однако это не мешало им продавать ПО «по старинке», т.е. как «товар» — по накладной и с НДС. За первое полугодие, вроде бы, все исправились: лицензионные договора заключили и продают теперь то же самое ПО на основе лицензионного договора и без НДС. Вопрос: что делать, если организация «успела» приобрести подобное ПО по «старой» схеме? Не вызовет ли это проблем при учете (бухгалтерском и налоговом)? Виноват ли в этом конечный покупатель (который не обязан знать обо всех изменениях в законодательстве) или виноват продавец?

При случае буду задавать эти страшные вопросы представителям M$ или наших органов.

Вставить свои пять копеек

Чтобы оставить комментарий, Вам нужно идентифицировать себя.