Сейчас нашей страной руководит самый инновационный президент, а значит инновации у нас сыпятся как из рога изобилия. Не успели построить Сколково, как решили внедрить везде и всюду УЭК (универсальную электронную карту). Для тех, кто все проспал, не имеет/не смотрит телевизора и не читает тырнеты, сообщаем, что УЭК это некий гибрид платежной карты, смарт карты с электронным кошельком, социальной карты москвича и проездного на метро. В идеале УЭК должна заменить собой паспорт, права, ИНН, свидетельство пенсионного страхования, полис ОМС, студенческий билет, пенсионное удостоверение, проездной билет куда хошь, банковскую карту, существующие социальные карты. Казалось бы, вот они, долгожданные инновации для народных масс, нужно прыгать, кричать, радоваться и бежать помогать скорее внедрять это чудо в самом отдаленном чуме самого отсталого оленевода! А вот хуй получится как всегда!

Итак, что же мы имеем? Принят закон, а в нем прописаны вполне конкретные сроки (за 3 месяца должна быть разработана законодательная база и произведены расчеты бюджета проекта, а 1 января 2012 года планируется начать выдачу карт). Уже объявлены соответствующие тендеры, а значит у кого-то уже потеют ручки в предвкушении распила очередной хреновой тучи бабла. Но нигде нет понимания, а что же собственно делать? Какие системы объединять? Как объединять? По логике, стартовой площадкой для проекта должен был стать портал госуслуг, который должен был не просто объединить министерства и ведомства, а должен был связать их информационные ресурсы. Однако никакой связи там не наблюдается, реальные услуги в электронном виде оказывают только МВД, ПФР и ФНС (причем список услуг расширяют). Остальные же ведомства отделались выкладыванием кучи неструктурированных бланков с невразумительными комментариями (попробуйте, например, в электронном виде обратиться в ЗАГС) и думают, что так и надо. Создание же УЭК потребует не просто объединения информационных систем, оно потребует создание реальной единой базы данных! А тут уж и хакерам раздолье (одну систему сломал — все, что надо, получил), и оборотням есть где разгуляться (гораздо проще липовый документик в одну базу внести, чем в 10), и приватность простых граждан сгинет в тартарары (опять же в одном месте можно узнать о человеке все, не нужно подкупать сотрудников разных ведомств). Однако на данный момент наблюдается лишь очередное желание выпустить некий «кусок» пластика, который не будет работать, потому как его будет некуда прикладывать… Зато бабла растащат как на крутую систему.

Что же нужно сделать, чтобы УЭК действительно стала универсальной и заработала?

  • Сначала составить единый список государственных сервисов, используемых гражданами, и информационных систем, их предоставляющих. Это должен был сделать портал госуслуг, но он успешно и с треском провалил эту затею.
  • Выделить из громадного списка сервисов те, что используются гражданами постоянно. Например, такой услугой, как регистрация брака или новорожденных детей люди пользуются во много раз чаще, чем предоставлением лицензии на осуществление деятельности по производству лекарственных средств, предназначенных для животных (однако 2-я услуга в электронном виде представлена).
  • Выделив актуальные сервисы, составляем список документов и прочих бумажек, необходимых для того, чтобы сервисом воспользоваться. Агрегировав полученный список получим тот набор информации, который должна содержать и предоставлять УЭК.
  • Аналогичным образом формируем и обрабатываем список социальных сервисов, таких как системы скидок, систем оплаты проезда/сотовой связи и еще абы чего, например, систем погашения кредитов.
  • Публикуем результаты того, что у нас получилось, и вывешиваем на народное обсуждение и голосование. Параллельно объявляем клич по коммерческим структурам с предложением присоединиться к системе (не бесплатно, конечно). Первыми присоединятся ОПСОСы, вторыми — БКИ.
  • В результате имеем список реквизитов, одобренный населением и пригодный для доступа к различным информационным системам. Теперь можно приступать к разработке и внедрению УЭК.
  • Разрабатывать придется достаточно уникальную смарткарту. Во-первых, с немалым объемом памяти, не менее 256 КБ. Во-вторых, смарткарта должна будет содержать инфу, зашифрованную несколькими разными ключами (тогда одно ведомство не сможет прочитать инфу, предназначенную другому ведомству). В-третьих, программную и аппаратную защиту придется делать самую современную на данный момент (а значит, самую дорогую), ибо карта создается не на 10 лет, и не исключено, что шифры, считающиеся «достаточными» на сегодняшний день, будут ломаться за 10 минут уже через 5 лет. На данный момент сайт УЭК вещает о том, что карта не будет хранить никакой ценной информации, а по сути будет хранить только номер себя, номер банковской карты и СНИЛС, а значит грош ей цена в любом месте, где нет связи.
  • Первое, что потребуется для внедрения УЭК, это даже не единая база данных (ее можно вообще строить автоматически по принципу кэша), а единый клиринговый центр, который будет обрабатывать запросы относительно УЭК и выдавать те или иные данные по этому запросу. Брать он их может как из своей единой базы (кэша), так и путем on-line запросов к соответствующим информационным системам. Т.к. УЭК планируется совмещать и с банковской картой, то клиринговый центр также возьмет на себя и функции процессинга, а также замкнет на себя все финансовые потоки. Альтернативой клиринговому центру будет хранение всей информации на самой карте, а это очень нехорошо с точки зрения безопасности.
  • Дальше потребуется создание программных шлюзов ко всем заинтересованным системам. Если с коммерческими структурами все понятно (они ведут разработку за собственные средства), то с государственными все хитрее — опять куча тендеров, миллиарды бабла на написание 1000 строчек кода на бейсике и т.п. Но стабфонд все вытянет ;)
  • А дальше самое страшное. Все точки, где гражданин может захотеть воспользоваться своей УЭК, необходимо оснастить соответствующими терминалами. Причем терминалы должны быть с разными уровнями доступа (тетенька в регистратуре поликлиники явно не должна видеть данных о благосостоянии гражданина или его судимостях, а вот сотрудникам ФНС не стоит показывать данных о здоровье гражданина) и разной функциональностью (в магазине, например, УЭК это только средство оплаты, в метро терминал должен уметь «добавлять поездки на карту», а в МВД или ФНС — это просто средство идентификации с возможностью «перезаписи» «своих» полей). И, судя по заявлениям руководителей государства, терминалы эти должны быть чуть ли не на кажом столбе.
  • А теперь самое главное. Вся эта система не будет работать при отсутствии соответствующей культуры у граждан. А ее нет. Значит в течение всего времени, пока идет проектирование и разработка УЭК, нужна социальная реклама и прочие действия, побуждающие граждан к использованию тех карт, которые у них уже есть (в первую очередь — банковских). Нужно отучать людей обналичивать всю зарплату и таскать потом бабло в лопатниках. Почему в пиндостане граждане носят с собой всего 2 карточки (права и кредитку)? Потому, что прав достаточно для идентификации не только личности, но и получения инфы о номере социального страхования, владении недвижимостью и авто, задолженности по налогам и штрафам и т.п., а кредиткой можно расплатиться везде, даже в сортире.

Я не смею претендовать на то, что я один тут такой умный, а у власти дураки сидят. Нет. Скорее всего, при разработке будет проделана подобная работа и будет учтено гораздо больше факторов, но вот при последующей реализации все будет как всегда. Например, сейчас потратили кучу времени (больше года) на внедрение водительских прав нового образца, которые с 1 марта начнут выдавать счастливым автолюбителям. И тут же объявляют о том, что через несколько лет УЭК заменит собой в том числе и права. Зачем 2 раза тратить деньги на одно и то же? Причем в масштабах страны деньги-то немаленькие, ведь права теперь со штрихкодом, а значит всех господ полицейских оснастят «читалками».

А теперь давайте посмотрим на всю эту тему с другой стороны. Точнее в разрезе вопроса «а кому это выгодно?». Как уже было сказано, УЭК — это в том числе и банковская карта, причем, т.к. УЭК у гражданина должна быть одна, то и банковская карта должна быть тоже одна. А какой нынче банк выпустил наибольшее количество банковских карт и обладает самой развитой филиальной сетью? Правильно, Сбербанк! Он же имеет и вычислительные мощности, и каналы связи, и процессинг и много чего еще, что может быть использовано при строительстве всероссийской системы. Использование 90% граждан страны платежных карт, замкнутых на Сбербанк, приведет к замыканию внутри страны розничных расчетов, а значит Сбер сможет диктовать тарифы на всем рынке платежных карт. Одно только это является в рамках страны очень и очень лакомным куском. По данным Росстата в России 89 млн трудоспособного населения, а средняя зарплата составляет 20.5 тыщ рублей. Таким образом, население России в месяц получает 1824 млрд рублей. Средняя стоимость эквайринга в РФ — 2%, Сбер в отдельных регионах берет всего 0.5%, предположим, что в случае монополии тариф будет 1% для всех. Таким образом, если «заставить» граждан рассчитываться безналично посредством УЭК везде и всюду, около 50% зарплат пойдет через сеть Сбера, а значит только на эквайринге в месяц он будет зарабатывать порядка 9 млрд рублей (сейчас по официальной отчетности Сбера — около 2 млрд в месяц). А ведь есть еще выпуск карт и прочие доходные статьи, можно еще денег за клиринг брать и госконтракты на строительство всей системы выигрывать, ну и т.п.

Ну а для тех, кто не верит, что УЭК создается в разрезе обогащения определенных лиц, сообщаем, что с 12.05.2010 ОАО «Сбербанк России» владеет 34% ОАО «Универсальная Электронная Карта» (ОАО «УРАЛСИБ» и «АК БАРС» Банк ОАО владеют по 33%). Государство в числе акционеров не присутствует, что для федерального проекта весьма и весьма странно… Стоило бы удивиться и тому, что в акционерах только банки и нет ни одной организации, специализирующейся на защите или обработке данных, нет ни одного заинтересованного министерства или ведомства, что форма собственности ОАО, а не ФГУП. Все это говорит о том, что проект сугубо коммерческий и кто-то очень и очень хорошо будет зарабатывать, причем много-много лет…

3 Responses to “Инновации ради инноваций”

  1. e_glu

    Асилил.

    Особенно понравились зелененькие баттоны списка :)

    Шутка.

    А если серьезно — к сожалению, ничего не меняется и видимо не поменяется в принципе.

Вставить свои пять копеек

Чтобы оставить комментарий, Вам нужно идентифицировать себя.