Почитывая сценарий Аватара и различные интернет-ресурсы на эту тему, я узнал много интересного, что хочу систематизировать. Данная подборка не претендует на 100% точность и однозначность и может со временем корректироваться…

Общие вопросы

  1. Планета Пандора, на которой происходит действо фильма, является спутником большого газового гиганта Полифема, который, в свою очередь крутится на орбите звезды Альфа-Центавра А (около 4.37 световых лет от Земли). Все это было придумано Кэмероном в 1995 году. А в 2006 году компьютерное моделирование созвездия Альфа-Центавра подтвердило существование в созвездии планет земного типа. А в прошлом 2009 году ученые из Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics заявили, что если в созвездии Альфа-Центавра и есть жизнь, то она как раз есть на спутниках газовых гигантов. В общем, то ли Кэмерон знает то, чего не знает никто, то ли его творения оказывают влияние на науку :) (источник)
  2. На Пандоре практически никогда не бывает ночей, аналогичных нашим. В течение примерно половины пандорианского года планета находится в прямой видимости Альфа-Центавра B (при нахождении в ближайшей к Пандоре точке она дает света в 2300 раз больше нашей Луны, а в самой дальней точке – примерно в 170 раз больше), поэтому ночь скорее похожа на наши сумерки или Питерские белые ночи. Вторую половину года ночное освещение создается за счет отражения света Альфа-Центавра А Полифемом и другими планетами системы. Это дает меньшее количество света, но все-таки больше, чем наша Луна (Альфа-Центавра А ярче B в 2700 раз, поэтому даже отраженный свет весьма ярок).
  3. Земной корапь под красивым названием ISV Venture Star изначально обладал скоростью 0.9 скорости света, т.е. долетал до Пандоры за 5 лет, что и прописано в базовом сценарии. Однако к 2007 году характеристики его полета были продуманы и просчитаны с использованием учебника физики (или чего потяжелее) и продолжительность полета выросла до 6.75 земных лет (0.46 лет для разгона до 0.7c, 5.83 лет полета на 0.7c, 0.46 лет торможения до приемлемой скорости, итого 6.75 лет), которые с учетом релятивистского эффекта превращаются в 5 лет и 9 месяцев.
  4. На’ви не являются млекопитающими, поэтому сиськи им не нужны. Однако сиськи у женской половины есть, ибо этого хотел Кэмерон. Глубокий смысл такого шага – сделать женскую половину на’ви более сексапильной (что достигается в том числе и наличием у них сисек, жопы и прочих половых признаков) и привлекательной для мужской половины зрителей. Надо заметить, что с этим режиссер не прогадал – Нейтири действительно весьма пиздатая клевая телка даже по людским меркам (это не мое личное, а общественное мнение, хотя я от него и не открещиваюсь), а куча земных мужиков во время просмотра фильма занята поиском ее сосков ;)
  5. Так как у оригинальных на’ви 4 пальца (у аватаров, в результате слияния их ДНК с ДНК человека, пальцев пять), то используют они 8-ричную систему счисления. С числами связана еще одна интересная особенность в их языке: в земных языках есть деление на я, мы и много, а в языке на’ви деление идет по принципу я, мы двое, мы трое и много, т.е. для групп из двух и трех объектов используются отдельные падежи. Связано это с тем, что общение на’ви во многом заточено на парное взаимодействие (чего только стоит приветственная фраза Oel ngati kameie).
  6. Повседневная жизнь на’ви достаточно скучна. Т.к. их строй близок к первобытному, то мужики занимаются добычей жратвы, а бабы воспитывают детей или занимаются вязанием (это не шутка – вязание действительно является народным ремеслом на’ви). Причем, что они там вяжут, остается непонятным в течение всего фильма (вязаный лифчик Нейтири, появляющийся вскоре после “замужества”, не в счет), ибо большинство из них носит исключительно набедренные повязки, а спят они в специальных волшебных древесных гамаках.
  7. Посвящение в воины у на’ви происходит в 3 этапа: укрощение икрана, охота на sturmbeest’ов (это такие местные аналоги быков, размером 4-5 метров) и Uniltaron (дословный перевод – Dream Hunt или Охота на мечту). Показали нам только первый, хотя не менее интересен с точки зрения развития сюжета и последний этап. Его суть в том, что посредством введения в организм различных ядов, будущего воина вводят в некое подобие транса, когда всего его органы чувств отключаются и он остается наедине со своим сознанием. Считается, что то, что он увидит во время этой процедуры – есть его будущее. Так вот, Джейк во время этой процедуры видит себя в теле леоноптерикса, летящего над горящим лесом. Т.е. его повышение до статуса Toruk Mokto в недалеком будущем вроде как бы запланировано и предначертано.
  8. В фильме не упоминается, почему закрыли школу Грейс и всех с позором выперли из племени, почему воины на’ви считают чуть ли не своим долгом замочить любого “небесного человека”. А на самом деле причиной была гибель Сильванин, старшей сестры Нейтири, и других детей. Сильванин очень злилась из-за вырубки леса и в один прекрасный день подожгла с подругой бульдозер. Понятное дело, что морпехи стали их ловить и отследили до школы, куда эти дурочки со страху побежали. Сильванин застрелили прямо на глазах Нейтири, она умерла у нее на руках. Также убили еще много детей, включая аватара самой Грейс (что опять же объясняет почти 10-летний перерыв в переговорном процессе с оматикая). Будем надеяться, что сцену включат в режиссерскую версию кина.
  9. Сцена секса Джейка с Нейтири по сценарию содержит классическую женскую разводку: после всего Нейтири сообщает Джейку, что теперь они муж и жена:

    Нейтири: «Теперь я с тобой, Джейк. Отныне, мы муж и жена до конца наших дней.»
    Джейк: «Муж и жена?»
    Нейтири: «Да. Теперь у нас один путь на двоих. (невинно) Ой, разве я не рассказывала тебе об этом?»
    Джейк, всполошившись, приподнимается, заставляет её взглянуть ему в глаза.
    Джейк: «Серьёзно, женаты?»
    Нейтири: «Да.»
    Джейк переваривает услышанное.
    Джейк: «Круто. Я не против.»

    Будем надеяться, что и эта сцена будет в режиссерской версии :)

  10. В сценарии прописана еще одна любовная линия: Норм + Труди. Прописана она четко вторым планом, но в фильме ее нет вообще. Точнее от нее то там, то сям остались отдельные реплики или намеки, которые создают некоторое ощущение недосказанности. Возможно причиной такому решению была неувязываемость актеров (лично у меня Мишель Родригез ну вааще не вяжется в Джоэлом Муром ни в каких позах), возможно – нежелание режиссера отвлекать зрителя от основной “парочки”. Кстати, по сценарию Труди погибает не со словами “Извините, ребята, не смогла”, а со словами “Я люблю тебя, Норм” =)
  11. Большие массы анобтаниума, добываемого людьми на Пандоре, имеют свойство левитировать в магнитном поле планеты. Именно поэтому на Пандоре есть парящие горы, а грузовики, перевозящие руду, имеют специальные крышки, чтобы добытая порода не разлеталась, в прямом смысле этого слова, по округе.
  12. Изначально трава и деревья на Пандоре должны были иметь малиново-фиолетовую гамму оттенков. Однако первые наброски показали, что картина слишком фантастична и очень непривычна человеческому глазу, и листву сделали обратно зеленой (хотя определенные вкрапления синего и прочих “незеленых” цветов все же есть).
  13. В самом начале фильма нам вскользь говорят о том, что на’ви используют стрелы с неким нейротоксином. Однако на самом деле токсин используется крайне редко, ибо 1.5 метровая стрела с каменным или костяным наконечником, выпущенная из 3-х метрового лука, сама по себе обладает достаточно большой убойной силой. Токсин применяется при охоте на крупных или коварных животных, а также на людей :) Вообще войны на’ви не используют колчанов, поэтому стрел с собой таскают столько, сколько нужно, либо столько, сколько помещается в руке. Стрелы подлежат повторному использованию после извлечения из тела жертвы.
  14. Главная сила на’ви в единении с природой (думаю, все это уже поняли), но по фильму раскрываются далеко не все аспекты “единения”. Например, простому зрителю так и остается непонятным, почему змееволки (viperwolfes) так активно нападают и преследуют Джейка, полностью игнорируя находящуюся в 2-х метрах от них Нейтири. Оказывается дело совсем не в том, что она грациозно и бесшумно передвигается по джунглям (нюх то у зверья никто не отменял), а в том, что можно намазаться соком некоего растения, после чего будешь издавать запах slinger – самого страшного (хоть и не очень большого) хищника Пандоры, от которого волки предпочитают сваливать нахрен. Также растения можно использовать для утоления жажды, детоксикации, залечивания ран, отпугивания насекомых (эту тему в фильме тоже замяли, как будто в таких влажных и диких джунглях нет ни одного комара) и т.п. – нужно только знать, какие и где брать ;)
  15. Большинство сцен из киноверсии фильма вырезано ради получения рейтинга PG-13 (дети до 13 лет в сопровождении родителей – стандартный рейтинг для семейных фильмов). Более строгий рейтинг убил бы кассовые сборы фильма. А дают более строгие рейтинги (PG-17, NC-17 и R) за порнуху эротику, насилие, кишки, матершину и т.п. Причем запросто можно получить NC-17 за показ краешка всего одной сиськи во всем фильме. Из-за этого все в фильме прикрыто (на DVD обещают слегка раскрыть тему сисек), нет прямого насилия и кровищи. Вторая причина “обрезания” фильма – он снимался ради показа в IMAX, а там ограничение на продолжительность фильма – 170 минут (то ли на 171 минуте люди сходят с ума, то ли столько пленки в проектор не влезает). Вот поэтому киноверсия имеет длину 165 минут. Режиссерская версия (по различным данным) будет длиннее то ли на 15 минут, то ли на 30, то ли на час… Поживем – увидим…

Технические вопросы

  1. Для хранения всех рабочих материалов фильма потребовалось более 1 петабайта (1024 ТБ) дискового пространства. Для сравнения – все рабочие материалы Титаника (предыдущего эпического творения Кэмерона) занимали всего 2 ТБ, т.е. в 500 раз меньше. Серверы, использованные для рендеринга, занимают 34 шкафа (по 4 блейд-системы с 32 лезвиями в каждой, всего 4000 лезвий), содержат по разным данным от 32 000 до 40 000 процессоров и более 100 ТБ оперативной памяти. Система занимает 200 место в Top 500 самых производительных компьютеров планеты. Сетевая инфраструктура использует транки из 10 Гбит линков. Для хранения используется система на FC-дисках производства BlueArc и NetApp (масштаб в шкафах неизвестен). Только в процессе финального рендеринга через систему было прокачано более 3 петабайт данных. Сердцем системы хранения и манипулирования контентом фильма является кластер из 12 серверов Titan, использующий 500 ТБ дискового пространства. Еще 700 ТБ потребовалось для хранения дополнительных данных, текстур, моделей и т.п. Система хранения имела среднюю нагрузку в 16 000 операций чтения/записи одновременно, загрузка центрального кластера была на уровне 8 Gbps. Финальная версия фильма весит 2.8 ТБ.
  2. Каждое растение в кадре насчитывает от 1000 до 1.5 млн полигонов. Понятное дело, что на задних планах используются низкополигональные модели (до 5 тыс полигонов). При отрисовке более крупных планов число полигонов возрастает до 100 тыс на одно растение. А рекордсменом по кол-ву полигонов в крупных моделях является папоротник (или как он там на Пандоре называется) – 1.2 млн полигонов. Причина таких извращений проста: когда модели героев, выполненные с невиданной доселе детализацией (прорисованы мелкие сосуды в ушах и поры на коже), были наложены на “классическую” модель леса, стало понятно, что лес – полное гавно, ибо было видно всего его убожество. Пришлось повышать качество кустов и деревьев.
  3. Джунгли Пандоры выращены методом компьютерного моделирования. Для этого использовалась специальная версия софта Massive, для которого были созданы модели жизнедеятельности всех основных деревьев и кустов. Ключевые деревья были размещены и привязаны к координатной сетке вручную, остальные – сгенерированы процедурно. После этого была запущена симуляция жизнедеятельности, в ходе которой большие деревья росли, затеняли более мелкие и те вымирали, вырастали новые, которые приспосабливались к условиям и т.п. В результате были выращены джунгли, которые мы видим в фильме. С точки зрения биологии они выросли как бы на самом деле. Причем джунгли – это не набор фонов, как в большинстве фильмов, а реальные 3D-объекты, привязанные к местности, поэтому в разное время повествования попадая в одно и то же место мы реально видим одни те же деревья, как было бы, существуй они на самом деле.
  4. При съемках дыхательные маски были без стекол. Причина – в них отражался бы салатовый фон, используемый в комбинированных съемках. Стекла дорисованы позже на компьютере.
  5. В основном для съемки использовалось несколько модифицированных камер Sony HDC-F950 (10 бит/канал, сжатие 4:4:4, видеопоток 880 Mbps, цена от $115K), подключаемых к рекордерам Sony SRW-1/SRPC-1 и Sony SRV-5000 (запись на пленку, сжатие 4:4:4 или 4:2:2, 12 каналов цифрового звука, до 2-х видеопотоков (3D), 1080p, цена от $45K) по оптике. На одну кассету HDCAM в режиме 1080p/60 (ибо 3D) влезает не более 48 минут видео. Также сразу выполнялась оцифровка потока и его запуск в систему Simulcam (draft-рендеринг сцены с учетом пространственного положения монитора, с которого она просматривается).

Нестыковки или ошибки

  1. По логике вещей на’ви должны иметь 6 конечностей, дополнительные глаза, жабры и 2 USB-порта. Если внимательно посмотреть фильм, то видно, что вся живность (ходячая и летающая) имеет по 6 ног (или иных конечностей), 2 основных и несколько дополнительных глаз, 2 интерфейса для связи. Даже пролемуры имеют фактически 4 руки (можно предположить, что в процессе эволюции они срослись в плече). А гуманоиды почему-то со стандартным количеством конечностей, 2-мя глазами и одной косичкой. Понятно, что сделано это было ради того, чтобы они были привычнее нашему глазу, но, имхо, тогда нужно было и животный мир разнообразить, введя в него 4-х ногих 2-х глазых зверей, чтобы это различие не очень сильно бросалось в глаза.
  2. Синяя кожа на’ви плохо вяжется с красным цветом их крови. К примеру, цвет человеческой кожи определяется 3-мя факторами: пигментацией, цветом крови и загаром. Именно поэтому у европейцев, чья кожа практически лишена пигментации, кожные покровы имеют розовый оттенок – это заслуга красного цвета нашей крови. Т.к. на’ви синие, их кровь должна быть синего цвета (или иного цвета из синей гаммы).
  3. В парящих горах имеется высокое электромагнитное поле, нарушающее работу приборов и средств связи. При этом между 26-й площадкой и Аццкими вратами прекрасно работает цветная видеосвязь… Причина наличия поля вполне раскрыта (по крайней мере в сценарии) – см. выше про анобтаниум, а вот со связью вышла явная промашка…
  4. Использование против на’ви слезоточивого или отравляющего газа. Атмосфера Пандоры в целом близка к земной, но содержание в ней 19% углекислого газа, 5.5% ксенона, сероводорода, аммиака и прочей гадости делает воздух весьма токсичным и непригодным для людей. Я, конечно, не химик-биолог, но что-то мне кажется, что людской хлорацетофетон или хлорбензальмалонодинитрил не могут иметь на на’ви такого сильного воздействия. Скорее уж надо было их чистым кислородом травить ;)
  5. Самая главная загадка (пока она не разгадана – ее нельзя считать ляпом) – метод связи между аватаром и псионическим блоком. Никаких внятных высказываний в открытых источниках на эту тему не содержится :(

Пока это все, но список будет пополняться…

Кстати, на DVD фильм выйдет через несколько месяцев, правда пока не понятно, в режиссерской или обычной версии. А вот в 2011 году обещают релиз на BluRay в 3D!

Вставить свои пять копеек

Чтобы оставить комментарий, Вам нужно идентифицировать себя.